Новости
Интервью генерального директора Машкеева Б.А.
15 январяКазахстанская фармацевтическая компания ТОО "ВИВА ФАРМ", основанная в 1997 году, входит в десятку крупнейших фармацевтических дистрибьюторов РК. Значительных успехов компания добилась благодаря четкой стратегии развития и высокому профессионализму сотрудников. Сегодня эту компанию по праву можно назвать центром внедрения лекарственных средств на рынок Казахстана, потому как за годы своего существования "ВИВА ФАРМ" развила четыре основных вида деятельности. Об удачных лончах в истории компании и о ее структуре, нам рассказал генеральный директор Батырбек Машкеев.
- Расскажите об основной деятельности вашей компании?
- Компания была спроектирована с целью продвижения, внедрения и распространения новых препаратов на рынок Казахстана. Одним из ярких примеров лончей в истории "ВИВА ФАРМ" я могу назвать работу с продукцией компании Bristol-Myers Squibb в области онкологии, ВИЧ/СПИД и кардиологии, в частности, с препаратом Моноприл. Этот высококлассное ЛС было включено в систему государственного амбулаторного лекарственного обеспечения, и, благодаря этому, препарат стал доступен больным. Пациенты получали Моноприл с 50% возмещением. Далее в ОТС (безрецептурном сегменте рынка) мы вывели препарат "Фервекс" на лидирующие позиции противопростудных препаратов, а наш "Упсарин" стал самым продаваемым аспирином на территории Казахстана. Наш богатый опыт в продвижении препаратов заинтересовал американскую компанию Эббот, и мы подписали эксклюзивный контракт. На протяжении многих лет успешно внедряли препараты этой фирмы. И самым успешным доказательством нашего сотрудничества, опять же, благодаря знаниям и умениям команды, стал "Гептрал", который вошел в десятку самых продаваемых препаратов в Казахстане.
- Как происходит подбор продуктов и направлений, с которыми хотите работать?
- Мы следим за мировыми тенденциями, за новинками, за тем, какие препараты и изделия медицинского назначения широко используются и улучшают качество жизни пациентов. Вот такой пример с изделиями медицинского назначения я как-то увидел в Европе и, знаю, что в Прибалтийских странах это тоже существует. Затраты на приобретение и использование изделий для стомированных больных, а именно калоприемники, покрываются государством. Мы начали искать европейских производителей подобной продукции и нашли компанию Convatec, с которой нам удалось провести переговоры. Вывели этот продукт на рынок, зарегистрировали и представили на уровне областей для закупок по обеспечению амбулаторных больных. В итоге Министерство Здравоохранения приняло решение закупать эту продукцию для онкологических больных. Проще говоря, нашли продукт в Европе, зарегистрировали, привезли и доставили до пациента.
- Какие еще яркие примеры вывода на рынок лекарств были в истории компании?
- Мы сотрудничаем с компанией Дельта Медикел Украина – лидером в области внедрения ЛС на рынки СНГ – и отвечаем за Казахстан и Кыргызстан. На сегодняшний день мы успешно представляем через Дельту Медикел таких производителей, как Mentholatum, URGO, UPSA, Molteni, Vitaboitics, Biogaya.
Один из ярких примеров – сотрудничество с компанией GENZYME Corporation (Кэмбридж, Массачусетс, США), которая является лидером в области новых разработок, основанных на последних достижениях биотехнологии. Эти достижения успешно внедряются компанией в терапии, генетической диагностике, клеточной терапии для замещения тканей, а также в биохирургии и биотехнологии. Основная стратегия компании заключается в разработке технологий и лекарственных препаратов, предназначенных для лечения достаточно редких генетических заболеваний, в особенности лизосомных болезней накопления. Ключевыми понятиями в этом сегменте являются rare disease ("редкое заболевание") и orphan drug ("лекарство-сирота").
- Что такое редкое заболевание?
Это встречающееся с определенной частотой, жизнеугрожающее или хроническое прогрессирующее заболевание, без лечения приводящее к смерти или инвалидизации больного. Порог отнесения заболевания к редким отличается в разных странах и колеблется от 1:1500 до 1:2500 населения страны. Вероятно, ими затронуто 6-8% мировой популяции людей. Парадокс редкости в том, что хотя болезни редки, пациенты с редкими заболеваниями многочисленны. Применение этих препаратов дает возможность больным проживать эту жизнь, быть социально активными и приносить доход государству.
Нам удалось подписать с компанией GENZYME договор на проведение предрегистрационных работ по поиску больных, зарегистрировали эти препараты в Министерстве Здравоохранения и сейчас работаем над тем, чтобы эти препараты попали в программу по амбулаторному лекарственному обеспечению. Сейчас на уровне регионов этот препарат покупается, но не всегда в необходимом объеме.
- В чем отличие вашей компании от других?
- Преимущество нашей компании в том, что в нашей структуре есть такие отделы, как "Вывод на рынок и регистрация", "Продвижение и маркетинг", "Таможенный склад и дистрибьюция", "Производство ЛС". Успех, на мой взгляд, в четкой взаимосвязи всех отделов. Сильной стороной нашей компании является четкое распределение обязанностей и ответственности между различными отделами. Немножко проиллюстрирую то, о чем говорю.
Все начинается с Business development Projects Manager (менеджер по развитию бизнеса) – это аналитик-маркетолог, главная задача которого – управление проектами по исследованию рынка, его тенденций и выявление возможностей дальнейшего развития бизнеса. В его обязанности входят: организация работы по подготовке и согласованию договоров с партнерами, ведение переговоров с потенциальными партнерами, управление проектами, связанными с привлечением в портфель компании продуктов для продаж. Основные качества этого менеджера – это навыки анализа и прогнозирования. В его обязанности входит разработка планов коммерциализации информационных программ, включая позиционирование продукции, ценообразование, возмещение расходов, премаркетинг и планы по запуску, определение жизненного цикла продукта, базирующееся на исследовании и анализе рынка.
Как только достигнуты договоренности по внедрению, заключается договор на регистрацию этого препарата в Казахстане. На этом этапе подключается наш Департамент Регуляторной поддержки, в котором работают пять профессиональных менеджеров. Одновременно они ведут около 80 препаратов. У нас есть благодарственные письма от многих компаний за качественную и оперативную работу. Это также успешные кейсы. Необходимо отметить, что не было бы этой успешной работы без профессионализма сотрудников Национального Центра экспертизы лекарственных средств.
Департамент регуляторной поддержки осуществляет государственную регистрацию лекарственных средств, медицинских изделий, медицинского оборудования, БАД в Казахстане, Киргизии и Азербайджане. Кроме того, этот отдел оказывает регуляторную поддержку Департаменту коммерции и логистики при ввозе и вывозе продукции, на предмет соответствия медицинских продуктов локальным требованиям законодательства в области фармации. Также этот департамент ответственен за фармаконадзор и мониторинг побочных действий ЛС и консультирует сотрудников нашей компании по вопросам нормативной базы, регулирующей обращение лекарственных средств.
У директора нашего Департамента регуляторной поддержки есть крылатая фраза "Маркетинг начинается с регистрации" и, как вы догадались, следующим отделом о котором я расскажу, будет Департамент маркетинга.
Нашей отличительной стороной от других дистрибьюторских компаний, является профессиональная команда маркетинга, состоящая из 40 человек.
В работе мы руководствуемся одним из золотых принципов маркетинга Лестера Вундермана, и для нас "героем" маркетинга является Клиент, а не Продукт. Вся работа сотрудников отдела маркетинга подчинена единственной цели – обеспечению роста уровня продаж и оптимизации расходов для получения прибыли.
В обязанности Департамента маркетинга входит:
- анализ рынка и конкурентной среды
- анализ и управление портфелем компании
- разработка маркетингового комплекса (5Р)
- создание, контроль и реализация маркетинговых планов
- создание корпоративной идеологии в отношении продукции (брендинг)
- долго и среднесрочный анализ и планирование действий
- обеспечение продаж.
На следующем этапе лонча продукта подключается Департамент коммерции и дистрибуции, от оперативности и четкости которого, зависит доставка наших препаратов до государственного закупщика "СК-Фармация", до лечебного учреждения, до аптеки.
Работа Коммерческого отдела – это:
- обеспечение наличия препарата во всех регионах, где работает "Вива Фарм";
- работа по созданию и поддержанию необходимых и достаточных товарных запасов;
- планирование поставок и производства.
Отмечу, что от работы этого коллектива зависит очень многое. К примеру, в последние годы в мире растет количество лекарственных средств, которые нуждаются в особом температурном режиме во время перевозки, хранения и обращения с ними. Большая часть из них состоит из биологических препаратов, хранение которых требует достаточно узкого интервала от +2 до +8 градусов. Применяемые в настоящее время вакцины требуют строгого соблюдения определенного температурного режима при транспортировке и хранении, нарушение которого приводит к частичной или полной потере вакцинами иммуногенной активности, естественно влияющей на эффективность иммунизации и подрывающей доверие населения к прививкам. От влияния внешней среды зависит как эффективность, так и безопасность продукта для конечного потребителя. Поэтому требования по температурному режиму нами безукоризненно выполняются на этапах перевозки и складского хранения. Мы имеем специально обученный персонал, холодильное оборудование, механизм контроля за соблюдением необходимых температурных условий.
И вот, мы дошли до характеристики механизмов работы нашего Таможенного склада, действующего на основании лицензии (№0000026 от 06.05.2006 года).
На территории склада существует охраняемая стоянка автомобилей, имеются удобные подъездные пути к складу для крупнотоннажного автомобильного транспорта с кольцевых объездных автотрасс, позволяющих завозить товар, минуя городские транспортные развязки. ТОО «ВИВА ФАРМ» имеет статус компании минимального риска при таможенных операциях, который был присвоен ей Департаментом таможенного контроля г.Алматы.
Таможенный режим, предназначенный для хранения под таможенным контролем ввезенных товаров в специальных помещениях или местах, имеющих статус таможенного склада, позволяет без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования, за исключением требований по безопасности товаров иметь полный ассортимент товаров при этом экономить денежные средства, взимаемые при таможенной очистке товара.
-
таможенный склад занимает площадь более 1 000 кв м;
-
склады закрытые, отапливаемые;
-
обеспечение единовременного хранения 800 европаллет:
-
склад оснащен приточно-вытяжной вентиляцией, системой кондиционирования воздуха, поддерживающей климатконтроль;
-
температурный контроль на складе ведется электротермогигрографом;
-
для защиты от летающих насекомых на складе установлены электрические ловушки, работающие круглосуточно;
-
поднятие груза на стеллажи осуществляется электроштабелером;
-
по складу груз перевозится тележками для поддонов;
-
выгрузка и погрузка товаров с/на автотранспорт осуществляется вилочным электропогрузчиком.
Разработана компьютерная система, позволяющая размещать товар по ячейкам. Таможенный склад имеет холодильную камеру площадью 27 м2, что обеспечивает единовременное хранение 20 паллет. Холодильная камера снабжена оборудованием, поддерживающим температурный режим в диапазоне от 2 до 8 градусов С. Контроль температуры ведется электротермогигрографом, данные с которого поступают на компьютер. Что дает возможность, не заходя в холодильную камеру контролировать температурный режим внутри нее.
На складе работает квалифицированный состав работников компании, имеющий большой опыт работы в области таможенной деятельности. Сотрудники склада прошли обучение стандарту GDP (Надлежащая дистрибьюторская практика).
Наш Таможенный склад оказывает следующие услуги:
- таможенное оформление груза;
- хранение груза под таможенным контролем, в т.ч. в холодильной камере;
- подготовка документов для таможенной очистки;
- таможенное оформление реэкспорта;
- перевозка грузов по городу Алматы, в Киргизию и Среднюю Азию.
- Расскажите о Вашем проекте по производству ЛС.
- В соответствии с задачей нашего Главы Государства мы начали реализацию собственного производства твердых лекарственных форм таблеток и капсул по проекту Украинской компании Фарминженер. Сейчас это опытно-промышленный участок, сделанный по требованиям стандартов GMP, полный цикл производства, чистые помещения, системы очистки воздуха и воды. В данный момент мы проходим этап регистрации препаратов первой очереди.
В тоже время мы располагаем свободной площадью для развития производства и готовы рассматривать проекты по совместному производству и переносу технологий.